Categories:

Игорь Шумейко: "ГУЛаг" в школе

Парадокс, художественный «Один день Ивана Денисовича» точнее алгебры «Архипелага…»

Тема «Солженицын», споры… «Подтема» «Архипелаг…» — самая раздорогенерирующая. «Подподтема» «Архипелаг…» в школе» — самая из самых. В 2009-м вышел приказ министра образования и науки Фурсенко — внести «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века. Сегодня в непрофильных классах он по факту перешёл в список «рекомендованных книг», но споры лишь сильнее. Я недавно включился в эту тему юмореской, сосредоточившись на популяризаторах «Архипелага…», готовых, дай им волю, «имплантировать» его детям так, чтоб с самого первого чтения, по слогам, вслед знаменитому «мама мыла раму» сразу шло «дяде дали десятку» или «Мишке дали вышку».

Но потом опросил и тех, кому исполнять приказ Фурсенко, учителей. Вот спокойный, близкий к «среднеарифметическому» мнению, ответ.

Елена Сучкова, Нижний Новгород, учитель русского языка и литературы, стаж 28 лет, высшая категория: «Когда сокращённое издание было включено в обязательную программу, дискуссия разгорелась. Многие наши практики, учителя, как Сергей Волков, считали: принудительное навязывание в программу такого колосса вызовет обратный эффект, как в случае с Маяковским, не приведёт ни к чему хорошему. Школьники не готовы ни читательски, ни психологически. Я согласилась с Волковым. Сегодня ответила бы так. «Архипелаг ГУЛАГ» не по силам не только школьникам, но и подавляющему числу учителей. Моё поколение, кажется, последнее, которое его прочло. Кто сейчас хочет напрягаться, когда усилия направляются на портфолио, подтверждение категории? Дети сейчас очень прагматичны. Читают только то, что может быть аргументом в сочинении и на ЕГЭ. Берут маленькие рассказы или «Войну и мир» — книгу, годную на все случаи жизни. Я не изучаю с детьми «Архипелаг…». Лишь с одним классом, лет двадцать назад, мы читали фрагменты. Я и мои коллеги ограничиваемся «Матрёниным двором».

И я сужаю постъюбилейные споры до «подподтемы»: чтобы дети, их формирующийся духовный мир, школьная программа — были отдельно, а та книга — отдельно. Так как угнетение психики хуже классового угнетения.

Впрочем, не забудем и о громадных защитных, «компенсаторных» способностях детской души. Картины кровавых ужасов могут надломить лишь немногих, «предрасположенных, уязвимых». Основная масса спасётся, но задумайтесь, лоббисты школьного «Архипелага…», какими средствами!

Школа его «переварит» благодаря: а) усталой формалистике учителей; б) «сачкованию» и вечному «хохмачеству» учеников.

Ведь из монотонной текучки отчётов, методичек, учитель выхватывает что-то своё, любимое, эмоционально близкое, акцентирует, передаёт ученикам. Речь идёт не о точных науках, где «предмет» плавно растёт от «теоремы» к «теореме», а именно о литературе и истории. Которые у нас близнецы-братья по отцу-основателю (Карамзин), по субъективности восприятия. Которые учитель и должен «читать с выражением», не монотонно. Что и предполагает эмоциональные пики: Пушкин, Бородино, Сталинград, Победа 1945 года, «Война и мир»… Творческих душ в школе немало, отыскивают, акцентируют и другие моменты. Сберегая время и эмоции прочее просто «проходят» (очень многозначное общешкольное — от первых учителей до последних двоечников — словцо!). И как-то трудно представить (психически здорового) учителя, что сделает эмоциональным пиком ГУЛАГ.

Перебросить его с «Лит-ры» (памятное сокращение в дневнике) на «Историю»? Но, опять же, подзаголовок «Архипелага…»: «Опыт художественного исследования». Брать из него числа расстрелянных, осуждённых — бессмысленно, как и опровергать их. Доказательства «вины Сталина в убийстве Кирова» там вполне могли базироваться на частушке «Эх, огурчики да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!». Где-то у костра з/к №… спел — з/к Щ-262  записал…

Страдания, каторга — у  Достоевского в «Мёртвом доме», у Чехова в «Острове Сахалин». Но интереснейший феномен: Достоевский писал о людях, страдающих душах, Солженицын — тоже… И наш ли век массовости, статистики, «оцифрованности» тому виной? Автору мало сказать о человеках, перешёл к цифрам.  Расспрашивал, прикидывал «на глазок», суммировал числа жертв. А ныне лоббисты «Архипелага…» усвоили логику арифметических аргументов: для предостережения людям, обличения тиранов мы как гуманисты просто обязаны возвести эти числа в квадрат!

Так, переводя спор на Цифру, забывают и Человека. Парадокс, художественный «Один день Ивана Денисовича» точнее алгебры «Архипелага…»!  С известного сайта «Луркоморье» пошёл гулять мем «миллиард расстрелянных лично Сталиным» (гуглится, яндексируется). А мем сегодня — штука посильнее передовиц «Правды» оных годов.

Писатель Юрий Поляков первым выступил против школьного «Архипелага…», крупно поплатился — был удалён из президентского Совета по культуре и искусству. В этом пункте мои позиции абсолютно неуязвимы («вся королевская конница, вся королевская рать не может…»), но чтобы подлинные страдания не стали разменной монетой, я и перевёл дискурс в подлинность… сего дня. Участник теле- и прочих дебатов, бывший препод истории (правда в вузе, но с поправкой на нынешний инфантилизм могу представить и школьника), —  думаю, дело дойдёт если не до анекдотов вроде «чапаевского», «штирлицевского» циклов (нет столь ярких персонажей), то до таких примерно диалогов на переменках:

— Славик, прикинь: русичка-зверь заставила реферат писать! По Солженицыну! Чтоб 12 страниц!

— Да ты успокойся! Погугли ГУЛАГ и скачай.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/gulag_v_shkole

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
солж для меня - подонок, иуда и мразь!
гореть ему в Аду за ненависть к России и российскому народу!