zavtra_den_tv (zavtra_den_tv) wrote,
zavtra_den_tv
zavtra_den_tv

Category:

Евгений Фатеев - "Об эрмитажных распродажах и трофейной арифметике"


У многих из нас свои счёты с Советским Союзом, советской цивилизацией. Со многим важным для меня я уже разобрался. Большая часть моих личных счетов закрыта. Но долго не заживающей раной для меня лично были распродажи искусства во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х гг. Я хорошо помню большую публикацию в перестроечном журнале «Огонек». Для меня это огромная трагедия. Десятки шедевров первого ряда навсегда покинули нашу страну. Грешным делом, я до сих пор ненавижу Национальную галерею в Вашингтоне, которую вполне можно считать филиалом Императорского Эрмитажа. До сих пор у меня сложное отношение к Метрополитен-музею, в котором можно найти эрмитажные шедевры, а также к Музею Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне, к Рейксмузеуму в Амстердаме, к Национальной галерее Виктории в Мельбурне и другим. До сих пор для меня англо-саксы – бессовестные стервятники, многие великие музеи мира – это такие склады вещественных доказательств великих преступлений. Кстати, эталоном такого хранилища является Британский музей, настоящий памятник жесточайшему в истории колониализму и геноциду.

Но шло время, я узнавал больше и больше. И мое отношение к продажам, а точнее моё отношение к советским политикам в музейном деле стало меняться. В разное время эти политики были разными. Безусловно главным пострадавшим, главной жертвой распродаж оказался Эрмитаж, это истинное чудо, достояние всего человечества. Эрмитаж потерял огромное количество шедевров первого ряда. Что-то безвозвратно ушло за границу, что-то было передано в другие советские музеи, а после развала СССР тоже по сути было утрачено нашей страной.

Безусловно этим продажам национального достояния нет оправдания. И эта рана не заживёт никогда. Мне сложно судить о том, какова роль этих продаж в деле финансирования индустриализации и открытия внешних рынков для советского экспорта. Я хочу предложить читателям попытку со слезами на глазах объективного взгляда, или, если не объективного, то чуть-чуть отстранённого. Я хочу предложить читателям опыт моего личного самоуспокоения, самоисцеления. И должен признать, что русские музеи, и прежде всего Эрмитаж, оказались в конечном итоге в плюсе по итогам советского периода своей истории.

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/ob_ermitazhnih_rasprodazhah_i_trofejnoj_arifmetike.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment