Слово дня: МАСТЕРСКАЯ

Почему не надо развивать малый бизнес

Татьяна Воеводина: Мне малый бизнес очень близок: я и сама с него начинала, и мои продавщицы – тоже малые предпринимательницы.

Что такое малый бизнес? Если без сантиментов, это бизнес выживания. Он заводится там, где нет возможности устроиться на работу с приличной зарплатой, хотя люди не любят в этом признаваться, рассказывают что-то о «работе на себя», независимости и т.п. У нас была хозяйка архангельской «точки» нашей торговой компании, которая бизнес-леди заделалась так: была водительницей трамвая, а трамвайное сообщение в городе ликвидировали.

Впрочем, малый бизнес - понятие неоднородное. Широко распространена мимикрия под малый бизнес – когда большое предприятие юридически как бы состоит из ряда малых. Это просто налоговая «оптимизация», а ведь всё это попадает в статистику малого бизнеса.

У нас любят приводить в пример заграницу, где малый бизнес участвует и в научных разработках, и в высокотехнологичном производстве и т.д. В этих рассуждениях упускается главное: это есть там, где есть большое высокотехнологическое производство и наука.

Вокруг большого предприятия – всегда существуют мелкие вспомогательные производства, мастерские. Между прочим, Ленин писал об этом ещё в 1908 году в статье «Марксизм и ревизионизм».

У нас тоже есть высокотехнологический малый бизнес, чему принято умиляться: надо же, он не пончики выпекает, а что-нибудь техническое конструирует. Но если заглянуть чуть глубже самой поверхностной поверхности, то станет ясно, что сам по себе этот бизнес ничего не может. Например, я очень хорошо, изнутри знаю одну такую компанию. Они сотрудничают аж с Роскосмосом, делая приборы для отправки на орбиту. Что уж может быть технологичнее! Однако существует эта компания только благодаря ошмёткам советских НИИ и КБ, учебным заведениям, откуда они черпают кадры, кого подряжают на создание своих приборов. Не будь всего этого – не было б и технологичного малого бизнеса. За любым подобным проектом стоит что-то большое и государственное. Прошу понять правильно: это вовсе не отмывание денег, но не более, чем вспомогательный цех, немыслимый без основного производства.

Вот основное производство и надо развивать! И сделать это, как показала наша история, может только государство. Ничего не попишешь: нужен план, сроки, ресурсы, ответственные, жёсткий спрос за результат. А будет основное производство – оно обрастёт мелкими бизнесами, как пень опятами. Их как раз развивать не надо, сами разовьются. Очень к месту пришлась бы франшиза, получаемая от большого предприятия; у нас эта форма работы развита слабо.

Вряд ли кто-то из высших начальников думает, что из малого бизнеса вырастет бизнес большой: это было бы уж чересчур наивно. Да, исторически все крупные предприятия разрослись из мастерских, но это было давно. Сегодня вероятность такого оборота событий близка к нулю (оставим мизерный процент на чудо). В самых передовых экономиках малый бизнес играет всё меньшую роль. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт писал в книжке с выразительным названием «Экономика невинного обмана»: «Владелец малого бизнеса, небольшое предприятие розничной торговли или сферы услуг, так же как и фермер /…/ не принадлежат современному миру, они лишь дань дорогой сердцу традиции.

Небольшого розничного торговца уже поджидает «Уолл-Март», семейную ферму – гигантские предприятия по выращиванию зерна и фруктов, а также современные крупные производители мяса. Уж они-то постараются, манипулируя ценами и снижая затраты, довести их до банкротства. Экономическое и социальное доминирование крупного бизнеса общепризнано. Малое предприятие ждут крах и забвение».

Так что же – малый бизнес не нужен? Нужен. На своём месте. Кафе, мелкая торговля, ремонт – всё это естественные области его деятельности.

Надо ли их защищать от вредных и корыстных чиновников? Надо. Но и тут не надо перебарщивать.

Слушать жалобы малых бизнесменов на горькие утеснения надо с большим разбором и здоровым скепсисом: люди (далеко не только бизнесмены) любят приписывать свои неудачи проискам разного рода супостатов. Это понятно: очень трудно признаться: я не сумел, я не доглядел, я не сообразил. Гораздо приятнее: мне помешали (гадкие чиновники, недобросовестные конкуренты, репрессивные законы). Больше всего человек мешает себе сам – во всём. Бизнес обычно гибнет по трём причинам: либо потому что в нём нет хорошей идеи, либо им плохо управляют, по-обломовски не занимаясь своими делами, либо из-за разборок между компаньонами.

Как помочь малому бизнесу? Я вижу главную помощь в доступном кредите. Это относится и к малому, и к немалому, и всякому бизнесу. Упрощение отчётности – хорошо; впрочем, она и так не сложна.

Главное, на малый бизнес не надо возлагать серьёзных надежд. Не малый бизнес надо развивать, а промышленность и высокотехнологическое сельское хозяйство. Ну, и науку, конечно. Тогда малый бизнес разовьётся сам собой. 

Продолжение: http://zavtra.ru/word_of_day/pochemu_ne_nado_razvivat_malij_biznes

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic