zavtra_den_tv (zavtra_den_tv) wrote,
zavtra_den_tv
zavtra_den_tv

Categories:

Георгий Судовцев - "«Земля — это сложно» (к 40-летию со дня гибели Леонида Быкова)"


11 апреля 1979 года погиб Леонид Фёдорович Быков. Актёр, сценарист, режиссёр. Один из самых светлых героев советского кино. Человек, «которого любили все». Ну, почти все. Да и как было такого не любить? Целое тёплое море обаяния, мягкого юмора и неукротимой энергии. Стоило лишь раз увидеть и услышать его на экране, чтобы запомнить навсегда и ни с кем больше не спутать.

Два, наверное, главных образа, созданных Леонидом Быковым и разделённых почти двумя десятками лет: Максим Перепелица, простой парень из послевоенного советского украинского села — и «Маэстро» Алексей Титаренко, боевой лётчик, Герой Советского Союза, отец-командир «поющей» эскадрильи истребителей. Был — вернее, мог быть — ещё и третий, но…

«Максима Перепелица», снятый на студии «Ленфильм», вышел на экраны Советского Союза 9 января 1956 года. Буквально накануне хрущёвской оттепели, когда уже один за другим отключались системы жизнеобеспечения и двигатели сталинской «красной машины», но она по инерции ещё продолжала стремительное движение вперёд и вверх, — движение, которому, казалось, не будет конца. В Кремле тогда вовсю укреплялась команда «дорогого Никиты Сергеевича», всё украинское официально входило в моду, включая вышиванки; только что отгремели масштабные, на всю страну, торжества по случаю 300-летия Переяславской Рады, Крым уже передали в состав УССР (и, видимо, недовольство этой передачей в советских верхах было хотя и неявным, но настолько сильным, что Хрущёву пришлось «частично компенсировать» её упразднением и включением в состав РСФСР Карело-Финской ССР 16 июля 1956 года), а почти годом ранее, 17 сентября 1955 года, был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны, — то есть власовцев, бандеровцев и прочих «лесных братьев».

Так что фильм на ту пору получался очень «трендовый» и, возможно, поэтому оказался в центре весьма непривычного для советского кинематографа скандала. Речь идёт о фильме «Солдат Иван Бровкин», который снимался на Киностудии имени М. Горького — его премьера состоялась даже на несколько месяцев раньше «Максима Перепелицы», 9 сентября 1955 года. Конечно, послевоенный сталинский период «малофильмья» уже остался в прошлом, но когда две киностудии одновременно снимают две картины практически на один и тот же сюжет — это может быть чем угодно, только не случайностью. Кто, почему и с какой целью так «гнал» фильм о русском парне Иване Бровкине (в главной роли — Леонид Харитонов) вместо фильма об украинском парне Максиме Перепелице (в главной роли — Леонид Быков), что за этим стояло — сегодня можно только догадываться.

На удивление, советские зрители тех лет очень тепло приняли обе картины: «Бровкина» в прокате посмотрело больше 40 миллионов человек, «Перепелицу» — чуть меньше 28 миллионов, и дальше личных конфликтов этому скандалу зайти не дали. Да и те пригасили до минимума. «На выходе» получилось так, что автору сценария «Бровкина» и земляку Владимира Маяковского Георгию Мдивани, который работал в советском кино и театре ещё с 20-х годов, якобы пришлось принести дистанционные (по телефону) извинения своему молодому тогда коллеге Ивану Стаднюку, автору повести и сценария фильма про Максима Перепелицу. А режиссёру Ивану Лукинскому — снять в 1958 году, как теперь принято говорить, сиквел «Иван Бровкин на целине» (44 млн. зрителей).

Для лучшего понимания ситуации — видно, что Советская армия тех лет, как могла, помогала «Максиму Перепелице»: в съёмках фильма были задействованы не только новейшие тогда образцы стрелкового оружия, включая автомат Калашникова, но и тяжёлая техника, вплоть до танков, самолётов и съёмок парашютного десанта. Ничем подобным в «Бровкине» даже не пахло — там обошлись разве что парой пушек да артиллерийских тягачей. Имел ли ставший 9 февраля 1955 года министром обороны СССР «маршал Победы» Георгий Константинович Жуков какое-то особое, неформальное отношение к съёмкам «Максима Перепелицы» — тоже отдельная тема…

Может возникнуть законный вопрос: а, собственно, какое отношение имеют все эти околокиношные и квазиполитические подробности лично к Леониду Быкову, к его дальнейшей жизненной и творческой судьбе? 27-летний тогда актёр Харьковского государственного академического украинского театра имени Т.Г. Шевченко в первой для себя главной кинороли просто делал своё дело — и делал его, как всегда, как умел, то есть — замечательно. Сейчас «Максим Перепелица» смотрится, словно красивая сказка — да он и снимался именно в качестве сказки, вернее — былички: почти как «Вечера на хуторе близ Диканьки», только без всякой мистики и в советском антураже. Практически в гоголевских местах — в селе Савинцы Миргородского района Полтавской области. И — да, «бывают странные сближенья…»: сельские сцены «Ивана Бровкина» родом из деревни Савинова Слободка под Тверью (тогда — Калинин).

Что показательно, в этом фильме нет ни одного отрицательного персонажа, сплошная «борьба хорошего с лучшим» — даже неудачливого соперника главного героя в борьбе за сердце красавицы Маруси, получившего от неё «гарбуза», то есть отказ в сватовстве, воспринимаешь без всякого отторжения: «хороший он парень, но — не орёл…», найдёт другую девушку, себе подстать.

В роли Максима Перепелицы, со всеми психологическими «маркерами» восемнадцати-девятнадцатилетнего возраста, Леонид Быков выглядел более чем гармонично и естественно. И сразу получил всесоюзное признание как типаж героя нового поколения: за «Перепелицей» последовали главные или «почти главные» роли в кинофильмах «Рядом с нами» («Ленфильм», 1957) и «Добровольцы» (Киностудия им. М. Горького, 1958).

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/zemlya_eto_slozhno.


Tags: искусство, кино, личность, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments