zavtra_den_tv (zavtra_den_tv) wrote,
zavtra_den_tv
zavtra_den_tv

Categories:

Евгений Фатеев - "Уроки украинского. Блёстки и нищета русского либерализма"


В самом начале статьи позволю себе нескромность процитировать себя же, кусочек моей рецензии на книгу Захара Прилепина «Взвод»: «Потихоньку либеральный мейнстрим, воцарившийся у нас лет 30 назад, истончается, дает течь. Вероятно, уже скоро он займет свое место ad marginem. Хотя существует и другая вероятность. Ведь странное дело! Дискуссия «государственники/западники» длится у нас уже 200 лет, но «западничество» не персонализировано. Оно существует как бы само по себе. Оно не висит на стене, прибитое человеком-гвоздем, великим именем, или людьми-гвоздями.

Наше туземное западничество сложно пришить к действительно значимым именам нашей культуры. Мы более или менее знаем, помним и слышим имена текущие. Пока помним, пока знаем. Как правило, это какие-то резвые и очень бодрые публицисты. Они, как бесстрашные бабочки, бросаются в разгорающиеся костры нашей социальной памяти и быстро сгорают в них. Кто помнит сегодня пламенных публицистов перестройки? Всех этих корякиных, черниченко и прочих? А ведь гремели! Тиражи имели. Зачали кучу дурацких мифов, которые как бы сами по себе взялись и поселились в нашей памяти, даже учебниках. Они — эдакие интеллектуальные сороки-сплетницы, творцы эдакого «осадочка» в нашей культуре. Их мифы рано или поздно опровергаются и разбиваются, потому что факты — штука упрямая.

Но «осадочек» остается, превращаясь со временем в тягучий и плотный ил, мешающий нам чтить несправедливо забытых и любить заслуживающих любви… <здесь не обойтись без> эдакого культурного клининга».

Если продолжать илисто-осадочную тему, то русский «либерализм» представляется мне лягушкой. Очень долго, как античные учёные, мы следили за нашим «либерализмом» в его целостности. В этом состоянии русское западничество весьма обманчиво. Иногда даже казалось, что эти люди из числа «думающих», что изрекаемое ими в состоянии покоя напоминает «мысли». Но это все видимость. Когда большое и острое Событие вдруг вспарывает русский либерализм, обнаруживается его нутро, как оно есть. Второй украинский майдан стал актом анатомирования трупика лягушки русского либерализма. Сколько же всего скрывала лягушачья кожица! И всем нам нельзя отводить глаз от этого располосованного ножом существа и того Чужого, который все еще скрывается в его неопрятных потрохах.

Уже за одно это можно поблагодарить второй украинский майдан, породивший настоящее публицистическое цунами, которое, надеюсь,  должно смести очень продолжительную традицию вообще-говорения о России и поставить точку в  двухсотлетней истории нашего туземно-аборигенного западничества, которое можно отнести к числу вопиющих оскорблений разума, если использовать язык героя «Крестного отца», Майкла Корлеоне.

Я постоянно сталкиваюсь с нашими либералами, среди которых есть и весьма симпатичные, интересные люди. Они всегда обижаются, когда я обобщаю, обращаюсь к ним, как коллективному «вы». Вполне справедливо они говорят о том, что в «либералы» у нас записывают самых разных людей, в том числе и носителей самых чистых намерений, абсолютно не монетизирующих свои убеждения. Просто так они думают. Иногда хочется согласиться с такими замечаниями. Но не получается. Русские «либералы» - это такой редкий случай, когда можно легитимно и обоснованно сваливать всех в одну кучу, грести под одну гребенку. Потому что все они, при всей их разности, говорят и мыслят одинаково. Точнее всеми ими говорит либеральный язык, либеральный дискурс. У всех у них одинаковое дискурсивное мышление. Никогда я не испытывал ни малейшего сомнения в широте обобщений, как при написании текста о нашем туземном «либерализме».

В нашем интеллектуальном поле русские «либерализм» и западничество описаны и проанализированы исчерпывающе. Пожалуй, можно согласиться и с тем, что «либерализм» - это сегодняшняя реинкарнация, этап общей истории русской «интеллигентности», этого странного социального состояния, этого социального наваждения, о котором у нас сказано очень много. Я могу лишь какие-то вещи акцентировать и попробовать описать их при помощи адекватного, соразмерного публицистического, очень житейского языка. Вообще мне кажется, русский «либерализм» не должен быть предметом изучения «истории идей». В русской либеральной девиации собственно никаких идей нет. В некотором роде, введение нашего доморощенного «либерализма» в пространство «истории идей», - это осквернение этого пространства, это какой-то адский комплимент ему, которого должно изучать скорее с помощью инструментария этнографии, этнологии, антропологии. Честнее говорить об этнографии русского «либерализма». Русский «либерализм» порождает, в лучшем случае, фолк-историю («миллиарды убитых Сталиным» и прочее подобное), фолк-экономику («правильная экономика – это когда шампунем тротуары моют» и прочее подобное), фолк-политологию («весь мир – Кремль, а люди в нем шпионы» и прочее подобное). Вообще русский «либерализм» – это классический пример мифа Нового времени. Пример мещанского, кухонного, семечно-лавочного мифа довольно истеричных и пугливых дяденек и тетенек, которых по разным причинам занесло в города. Не помешает в изучении наших либеральных туземцев и психоанализ.

Хочу поделиться некоторыми наблюдениями за поведением наших «либеральных» туземцев в дни и годы после второго украинского майдана.

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/uroki_ukrainskogo.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments