zavtra_den_tv (zavtra_den_tv) wrote,
zavtra_den_tv
zavtra_den_tv

Category:

Алла Новикова-Строганова - "Прозреть во временном вечное"


Вспоминая Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895), мы с особенной гордостью сознаём, что признанный ныне во всем мире классик русской литературы первого ряда – наш соотечественник, прославивший своим творчеством русскую землю «доброю славою во всем цивилизованном мире».

«Провидец душ», «волшебник слова», «самобытнейший писатель русский» - все эти и многие другие восторженные оценки были даны Лескову спустя много лет после его смерти. «Достоевскому равный, он прозёванный гений», - поэтические строки Игоря Северянина  о Лескове долгое время звучали как горькая истина.

Литературная судьба Лескова при жизни писателя складывалась драматично. Непонятый, оклеветанный и непризнанный критикой, писатель, по его словам, «был распят заживо». Этого могло бы и не случиться, если бы русские интеллигентные люди относились друг к другу более внимательно и бережно. И все же некоторые из давних противников Лескова со временем вынуждены были признать его глубокий талант и даже принести своё покаяние. Вот интересный эпизод из жизни писателя, замечательно характеризующий и его самого как человеческую личность.

Когда дни Лескова были уже  сочтены - 12 февраля 1895 года - в «прощёное воскресенье» - день, в который православным «положено каяться друг перед другом во взаимно содеянных грехах и гнусностях», к дому Лескова пришел, не решаясь переступить порог, «злейший его враг и ревностный гонитель, государственный контролер в министерском ранге» Тертий Филиппов. Сцену их встречи Лесков взволнованно передавал сыну Андрею: «- Вы меня примете, Николай Семёнович? - спросил Филиппов.

- Я принимаю всех, имеющих нужду говорить со мною.

- Перечитал я вас всего начисто, передумал многое и пришёл просить, если в силах, простить меня за все сделанное вам зло.  

И с этим, можешь себе представить, опускается передо мною на колени и снова говорит:

- Просить так просить: простите!

Как тут было не растеряться? А он стоит, вот где ты, на ковре, на коленях. Не поднимать же мне его по-царски. Опустился и я, чтобы сравнять положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и расплакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогательно бывает <…> все-таки лучше помириться, чем продолжать злобиться <…> Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том свете».      

Лесков явил собой новый тип писателя - духовного наставника, носителя непраздного, учительного слова, исполненного проповеднического пафоса,  ибо сказано, что «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36 - 37).  Свою литературную деятельность сам Лесков воспринимал как подвижничество, почти как апостольское служение: «Я отдал литературе всю жизнь,  <...> и я должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который дан мне Тем, пред очами Которого я себя чувствую и непреложно верю, что я от Него пришел и к Нему опять уйду <...> Я верую так, как говорю, и этою верою жив я и крепок во всех утеснениях».

Главная особенность таланта Лескова в том, что он умел прозреть во временном вечное. Многоцветье и многокрасочность его художественной палитры в изображении конкретно-исторической национальной жизни взаимодействует с иным планом бытия – вневременным, вечным. Лесков в каждом своем творении показывает, как «мимотекущий лик земной» соотносится с «вековечным, непреходящим».

Творчество писателя явилось своего рода «художественным поучением». Сюжеты лесковских книг – духовное проникновение, нравственное перерождение человека, воскрешение «мёртвых душ», вечное стремление к совершенству. Многие рассказы Лескова построены как художественная проповедь добра, любви, милосердия,  направленная к очищению и восстановлению души человеческой.

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/prozret_vo_vremennom_vechnoe.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment