Category:

Алексей Шорохов: Бронетанковый бред на «Единичку» с плюсом

Отечественный кинематограф наполнился лязгом гусениц

Бронетанковый бред на «Единичку» с плюсом

Отечественный кинематограф наполнился лязгом гусениц

Вполне было ожидаемо, что геймерский хит – компьютерная танковая стрелялка World of Tanks – наберёт больше всего приверженцев именно в нашей стране. Потому что история крупнейших танковых сражений написана кровью и мазутом именно на нашей земле – начиная с битвы под Расейняем в июне 1941 года и заканчивая танковыми дуэлями под Дебальцево зимой 2015-го (была, конечно, ещё битва за Балатон и бои в Померании, но и там – история писалась нашей кровью и нашим мазутом).

Разве что немцы ещё могут претендовать на вторую по численности группу фанатов – им есть, что вспомнить…

Не удивительно, что такая популярность компьютерной игры не могла остаться незамеченной продюсерами отечественного кинематографа – и один за другим в конце 2018-го – начале 2019 года в российский прокат выстрелили сразу три фильма «про танки»: собственно «Танки», «Несокрушимый» и «Т-34».

Выстрелили, прямо, скажем по-разному…

Идея первого фильма – «Танки» – принадлежит, не поверите, министру культуры РФ Владимиру Мединскому, известному специалисту по истории. Прямо скажем, не новая идея, но хорошая: рассказать, как создавался лучший танк Второй мировой – наш Т-34.

В проклятом коммунистическом прошлом, правда, была уже попытка рассказать об этом – двухсерийный фильм «Генеральный конструктор» (1980) с Борисом Невзоровым в главной роли. Но, как вы сами понимаете, что они тогда могли снять? Современной молодёжи все эти перипетии с разработкой двигателя, проблемами броневых листов и сварных башен не интересны. Им интересно познавать историю родной страны в развлекательной форме. И они, благодаря Мединскому, познают. Посмотрим и мы:

Начало. Оказывается, средний русский танк Т-34, ставший полной неожиданностью для Вермахта («железный Гейнц», который Гудериан, до самой Москвы глаза протирал и не верил) – уже в 1940 году хорошо известен Абверу. Хуже того – чертежи переснимаются на фото и сразу же переправляются в Берлин, а вредитель – внедрён непосредственно в святая святых Харьковского завода, где танк, разработанный в Ленинграде – обрастает железом.

Разведка Рейха в панике, полный ахтунг – у них ничего подобного нет и не предвидится, русских надо остановить сейчас, иначе война на Востоке будет проиграна (а дело, напомню, происходит, когда Гитлер ещё только собирается громить Францию и решает – переправляться ему в Англию или нет). До разработки плана Барбароса целых полгода, и немцы пытаются склонить СССР на свою сторону.

Но и создатель танка Михаил Ильич Кошкин (его играет актёр Андрей Мерзликин) не сомневается, что на пороге война с немцами (а почему не с японцами или англичанами, которые, напомню, в том же январе 1940 года хотели бомбить Каспийские нефтяные промыслы и готовили вторжение на Кавказ в рамках помощи союзной им Польше?).

Поэтому Кошкин-Мерзликин решает перегнать два опытных образца в Москву своим ходом и представить лично Самому. И, несмотря на то, что в реальности дело происходило в морозном марте (отчего, кстати, Кошкин и заболел пневмонией и впоследствии скоропостижно скончался, заплатив жизнью за свой танк), в фильме события разворачиваются летом (чтоб актёры в башнях не мёрзли).

По-человечески это понятно. Непонятно другое – каким образом по Советской России летом 1940 года рыскают остатки банд батьки Махно, пополненные кавалергардами в новеньких отутюженных мундирах с аксельбантами, и прочие опереточные персонажи? И не просто рыскают, а лихим кавалерийским наскоком захватывают в плен новейшие танки и с шашками наголо сопровождают их в своё бандитское логово.

Дальше хуже. По той же самой Советской России на мотоциклах BMW, сияющих новеньким заводским лаком, оснащённых лебёдками и крупнокалиберными пулемётами, за новейшими русскими танками охотятся немецкие диверсанты из батальона «Бранденбург». И пытаются отбить танки у бандитов. Получается, как том анекдоте – про партизан и немцев, поочерёдно с боем занимавших избушку лесника: а что же сам лесник? Леснику, в нашем случае Кошкину со товарищи, в конце концов всё это надоело, он разворачивает пушку и лупит немцев случайно (!) завалявшимся на опытном танке снарядом. В итоге – бандитам тоже понравилось. Поэтому, пополнив Кошкину запасы солярки, они отпускают танки с миром, кто его знает – глядишь и что поновей и посекретней перехватить доведётся.

Тут нужно сходить за новым стаканом попкорна, потому что интрига только нарастает.

Благополучно уйдя из лап махновцев и диверсантов, конструктор и его команда и не подозревают, что впереди их и их танки ждёт самое страшное – Рабоче-Крестьянская Красная армия. Для которой Т-34 и создавались. Но армия об этом не знает, поэтому построилась на пути танков, выставила пушки и ждёт.

По традиции, сложившейся за последние двадцать лет в отечественном кинематографе, командование РККА приветствует своих героев дружественным огнём. Сначала осколочно-фугасным, затем и бронебойными.

- А это вы видели?! – делает им козу из-за брони Мерзликин, и танки несутся напрямую к Красной площади. Здесь кульминация.

По брусчатке расхаживает кровавый тиран со свитой и, попыхивая трубкой, спрашивает: «Гдэ же танкы?».

И вот на Васильевский спуск вылетает красавица «тридцатьчетвёрка» и на полном ходу несётся на Сталина. «Раздавит-не раздавит?» - нервно думает зритель (в душе желая, как и автор идеи, конечно, чтоб раздавила).

- Да нехай живёт, - великодушно решают создатели киношедевра, - ему ещё войну выигрывать…

И танк послушно замирает перед самыми сапогами Сталина.

Такая вот патриотическая клюква. От создателей «28 панфиловцев» (неожиданно) и «Собибора» (тут всё ясно). Жалко актёра Мерзликина, но он хороший актёр – ещё отыграется. Да, в общем, уже отыгрался.

Потому что тремя годами раньше вышел замечательный, но, увы, не распиаренный фильм (отягощённый одноимённым сериалом) «Единичка» - про боевой расчёт противотанковой пушки. С тем же Мерзликиным в одной из главных ролей.

И там всё на своих местах. Август 1944-го. Продолжается наше наступление в Восточной Польше. батарее

старшего лейтенанта Егорова (актёр Илья Коробко), новому командиру прославленной «Единички», приказано удерживать мост. Кроме Красной армии на мост есть виды у прорывающихся из котла немцев с архивами Абвера. А тут ещё, как тараканы на пожаре – появляются из разных укромных щелей и бойцы так называемой Армии Крайовой, воевавшей и против русских, и против бендеровцев, а иногда (когда запахло свободой) и против немцев. Управляемые из Лондона патриоты ще не сгинелой Польши хотят назло русским взорвать мост. И, в общем, близки к этому.

Но выясняется, что в соседнем полуразрушенном монастыре ютятся глухие сироты под присмотром монахини Евы. Что важно – это польские сироты. Потому что будь русские или белорусские – да и ляд с ними, пся крев! При случае можно и прикладом.

А тут польские, никуда не денешься, надо спасать.

Учитывая, что к переправе рвутся немцы при поддержке танков, приходится спасать бок о бок с русскими. Потому что без русских – раздавят, как в 39-м. Фифт минутен.

При этом политрук (Мерзликин) в ответ на пыхтение про «советскую оккупацию», напоминает, как захватившие в 1920-м году эти земли паны (привет стратегическому гению товарища Тухачевского, сдавшего Западную Белоруссию и Украину белополякам) рубили русских военнопленных напополам, просто так – из забавы. Товарищ политрук уточняет, что видел сам, довелось, дескать, понаступать под руководством «невинно репрессированного» военноначальника.

За отсутствием CNN и 6-го американского флота – ему никто не возражает.

Дальше, как обычно – русские умирают за чужих детей. Потому что верят, что чужих детей не бывает. Кажется, кроме нас эту веру никто не разделяет.

Через пару лет, году эдак в сорок шестом – на их могиле поставят памятник: русским и польским героям тра-та-та… Спустя полвека с небольшим слово «русским» сотрут, потому что герои могут быть только польскими, если они, конечно, не американские. Хорошо бы кости солдат не тревожили, а так ничего – полежат до Второго пришествия Христа и без надписи. Там надписи не понадобятся, там за них погибшая с ними польская монашка Ева свидетельствовать будет.

Впрочем, всего этого в фильме уже нет, но и того, что есть – достаточно, чтобы знать и понимать историю. Как этого и хотелось бы министру культуры, историку Владимиру Мединскому. Автору идеи фильма «Танки». Только вот благодаря получившейся из его идеи киноклюкве молодое поколение никогда не узнает, что создатель легендарного танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин был посмертно (!) объявлен личным врагом Гитлера, а на его могилу, на центральном харьковском кладбище, немцами была сброшена авиабомба. Так что, надеюсь, понятно, у кого учатся те, кто воюет с могилами.

Но об этом юные зрители фильма «Танки» не узнают. Источник http://www.narpolit.com/kulturnyj-sloj/bronetankovyj-bred-na-edinichku-s-plyusom

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/bronetankovij_bred_na_edinichku_s_plyusom

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic