Categories:

Илья Титов: Корпорации добра

Что бывает, когда крупный бизнес учит нас жизни?

В разговорах о бизнесе, ставящем прибыль превыше любых принципов, о корпорациях, пренебрегающих убеждениями ради выгоды и об индустрии, глухой к голосу совести, часто забывают о главном. Компании состоят из людей, остро подверженных влиянию течений и ветров, превалирующих в обществе. Да, в руководстве сидят все те же капиталисты, идущие на любые преступления ради трехсот процентов прибыли, но этажами ниже, в простых офисах сидят менеджеры среднего звена. Один считает, что глобальное потепление – вина человека, другой уверен в предвзятости криминальной статистики, кладущей вес половины всех убийств в США на плечи негров, составляющих 12 процентов населения. Иной менеджер убежден, что моральный долг граждан западных стран – впустить к себе в страну как можно больше народу из третьего мира, а иной полагает, что за всеми исходами выборов, которыми остались недовольны любимые актеры и певички этого менеджера, стоит Кремль. Словом, за брендами, чьи логотипы так или иначе попадают в наше поле зрения почти постоянно – даже прямо сейчас, присмотритесь – стоят самые обычные люди, чьи инициативы зачастую идеально вписываются в идеологический климат, но совершенно безумны с точки зрения коммерческого благополучия родной компании.

На днях о себе напомнила компания, чьей продукцией пользуется огромное количество мужчин. «Жилетт» в свое время перевернула рынок продуктов постоянного пользования принципом, сформулированным своим основателем, Кингом Кэмп Жилеттом – «Дай им бритву и продай им лезвия» – эта идея легла в основу консьюмеристской концепции, названной «Моделью бритвы и лезвий». Начиная с Джона Рокфеллера, который бесплатно раздал китайцам восемь миллионов керосиновых ламп лишь затем, чтоб потом продавать им керосин по завышенной цене и заканчивая сегодняшним соотношением дешевых принтеров и дорогих картриджей или дешевых консолей и дорогих игр, модель бритвы и лезвий широко применяется и по сей день. Казалось бы, от конторы, чей основатель заложил такой базовый принцип современного бизнеса, можно ждать разумного и прагматичного подхода к ведению дела. Максимальная осторожность, ориентированность на как можно более широкую аудиторию и сглаживание острых углов при позиционировании продукта – таков верный способ заслужить доверие новых клиентов и не отпугнуть старых. Тем не менее, в Gillette кто-то решил, что ему видней и выступил с идеей новой рекламной кампании. В противовес прошлым кампаниям, где лицом бренда выступали известные спортсмены Роджер Федерер и Тайгер Вудс, в новой рекламе упор делается не на знаменитостей и даже не на продукцию бренда. В центре внимания тут оказывается концепт токсичной маскулинности, беспрестанно заставляющий десятки мужчин (почему-то только белых) травить подростка в интернете, домогаться до женщин, драться, смеяться над сексистскими шутками. Единственным спасением служат высокоморальные защитники женских свобод – темнокожий парень, одергивающий своего друга, прокомментировавшего прохожую красотку, черный отец, убеждающий свою не менее черную дочку в ее силе и белый житель пригорода, разнимающий дерущихся мальчиков и подающий тем самым добрый пример детям разных рас. Посыл понятен и даже разумен – мужчины в ответе за поведение молодого поколения, которому не стоит служить дурным образцом. Форма же, в которую обернут этот посыл, возмутила многих. Первостепенной претензией стало то, что производитель бритв вообще учит кого-то жизни – не их это дело, пускай себе делают бритвы и не лезут в чужие дела. Затем всплыли интересные подробности – оказалось, что холдинг Procter & Gamble не впервые проталкивает подобную повестку в своих рекламах, при этом используя детский труд в странах третьего мира и нанимает сомнительных личностей – так, например, для съемок этого ролика была нанята дама, по некоторым данным несколько лет назад обвиненная в домогательствах несовершеннолетними мальчиками. Высокомерный покровительственный тон, равно как и следование священной для любого западного либерала догме «все мужчины – насильники» стали вишенкой на торте всеобщего возмущения роликом. В Сети набирает ход кампания, призывающая к бойкоту не только продукции Gillette, но и любых товаров холдинга Procter & Gamble. Напрасно считать, что подобные методы не достигнут успеха – огромные корпорации зачастую оказываются удивительно уязвимы к такого рода ударам.

Так случилось во второй половине 2018 года с компанией EA. Некогда прославленный разработчик компьютерных игр со временем стал уделять все меньше внимания контролю качества, добротные сюжеты игр заменили шаблонные истории, пропитанные леволиберальными идеями, а цены на игры, чья разработка стоила все дороже, становились все более неподъемными. Последней же каплей для многих пользователей стал выпуск очередной части Battlefield – онлайн-стрелялки, позволяющей поиграть с друзьями в войну. Старые части этой серии были известны своим атмосферным и довольно точным изображением войн прошлого – Вьетнам, Вторая Мировая и конфликты на Ближнем Востоке. Новые же игры напоминали веселый балаган – в 2016 году вышла игра про Первую Мировую, где не было ни русских, ни французских солдат, зато была возможность играть за негритянку с винтовкой, а последняя на сегодняшний день часть – Battlefield V – отметилась не только многократным повышением уровня абсурда, но и хамским отношением разработчиков.

Когда игроки спросили, почему вместо следования реальным событиям или хотя бы укладывания вымышленных событий в рамки здравого смысла разработчики строят совершенно маразматическую историю про сильную женщину, которая в одиночку взрывает нацистский завод в Норвегии, разработчики ответили: «Не нравится – не покупайте». И игроки последовали совету, в результате чего безумно дорогая в разработке игра стала финансовым провалом, EA была вынуждена спустя неделю после релиза продавать игру со скидкой в 50 процентов, а акции компании за полгода споров с игроками упали в стоимости почти наполовину. Руководители ЕА запоздало спохватились, уверили аудиторию в том, что сделали выводы и уволили всех причастных к скандалу, однако репутацию, строившуюся долгие годы и разрушенную парой неудачных фраз и рядом некачественных продуктов, это не восстановило.

У большинства кинозрителей компания Disney до сих пор ассоциируется главным образом с производством мультфильмов про Микки-Мауса, Золушку и Рапунцель, но за фасадом знаменитого логотипа со сказочным замком скрывается крупнейшая медиаимперия. Помимо того, что выходит под брендом Disney, медиаконгломерат владеет производственными мощностями нескольких лейблов звукозаписи, десятков телеканалов, сетей телерадиовещания, парков развлечений и крупнейших киностудий. Marvel, Touchstone и ныне покойная Miramax – все это части колоссального медиаконгломерата, который в 2012 году включил в себя Lucasfilm, известный фильмами про Индиану Джонса и франшизой «Звездные войны». Никто не питал иллюзий по поводу того, зачем корпорация Disney купила Lucasfilm и уже спустя три года мир увидел новая часть серии про дуэли джедаев, битвы в космосе и полеты на межзвездных истребителях. В 2018 вышел очередной фильм франшизы, озаглавленный «Последние джедаи». Фильм этот отметился удивительным достижением – он не понравился почти никому. Старые фанаты ворчали, что раньше было лучше, отмечая вторичность сюжета, новые недоумевали от огромного количества плоских и шаблонных персонажей, однако все зрители сходились во мнении о том, что сценарий по количеству дыр напоминает дуршлаг, сюжетные повороты вымучены и неестественны, а идеи, лежавшие в основе фильма, оказались подозрительно соответствующими духу нового времени, но идущими наперекор здравому смыслу.

Режиссер фильма Райан Джонсон мог бы признать свои ошибки, успокоить зрителей и заверить их в том, что работа над будущими частями франшизы будет вестись куда тщательней и с большим уважением к оригиналу. Но обиженный художник заявил, что на самом деле фильм всем понравился, а негативные отзывы в сети – результат злых козней старых знакомых любого американского либерала – русских онлайн-троллей. Результат последовал незамедлительно – фильм, хоть выступил неплохо, собрал существенно меньше, чем ожидалось, а рейтинг зрительского интереса к следующей части «Звездных войн» значительно упал.

Руководство YouTube имеет (или имело) традицию: в конце каждого года они подводят его итоги для платформы, выпуская короткий ролик, именуемый Rewind (Перемотка). В 2013 году это было душевное видео, в котором собрались самые яркие и интересные производители контента, наиболее емко описывающего то, каким для крупнейшего видеохостинга стал минувший год. Время шло и состав сотрудников компании менялся – если раньше молодые энтузиасты, каких бы взглядов они ни придерживались, ставили превыше всего удобство пользователей, то нынешние сотрудники YouTube видят проталкивание своих идей в глотки зрителям одной из главных целей платформы. Не знаю, виной ли тому радикальная смена состава или не менее радикальный идеологический раскол западной аудитории, следствием которого является все, что описано в этом тексте. В любом случае Rewind 2018 года, выпущенный в декабре, стал рекордсменом всего YouTube по количеству отрицательных оценок – 15 миллионов дизлайков за полтора месяца стали сомнительным достижением. Причиной этого стала совершенно бесстыдная агитация ценностей дивного нового мира – омерзительные транссексуалы, танцующие корейские женоподобные мальчики, компьютерные игры для умственно неполноценных и Уилл Смит – все это, вкупе с полнейшим отсутствием интересных идей, обозначивших 2018 год и тонной заезженных лозунгов вроде «Заставим женщин и цветных почувствовать себя сильными!», вызвало чуть ли не физическое отторжение аудитории YouTube. Можно бы подумать, что гигантская корпорация Google, частью которой является YouTube, не заметит такого возмущения, да и альтернативы, на которую могли бы перейти разгневанные пользователи, у крупнейшего видеохостинга нет. Тем не менее, стоимость акций холдинга Alphabet, контролирующего Google и ее дочерние предприятия, упала почти на 130 долларов в течение недели после выпуска видео. Конечно, «после» не значит «в следствие», да и информацию о подобной связи Google никогда не обнародует, но следует понимать, что большую часть прибыли YouTube получает от компаний, покупающих рекламу на платформе. А эти компании едва ли будут рады стойким негативным ассоциациям их продукции с безумными инициативами руководителей видеосервиса.

Подобного рода коммерческие самоубийства становятся все более разрушительными и молниеносными. Причиной тому не только распространение технологий и попытки брендов нацепить человеческое лицо, но и тот факт, что из отдельных людей состоят не только корпорации. Публика, на которую они путаются воздействовать, тоже является совокупностью тысяч и тысяч внимательных, дотошных и привередливых зрителей. Этим зрителям не нравится, когда их считают насильниками, когда им плюют в лицо те, кто кормится на их деньги, но что самое главное – люди по всему миру устали от бесконечного навязывания надоедливой либеральной пропаганды, липкой и вязкой жижей пачкающей все, до чего только может дотянуться.

Продолжение: http://zavtra.ru/blogs/korporatcii_dobra

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic